Возможные потери украинских авиакомпаний
Украинским авиакомпаниям запрещены транзитные рейсы через территорию РФ. Об этом сегодня на заседании правительства заявил премьер-министр Российской федерации Дмитрий Медведе. “Есть одно решение, которое правительством принято – речь идет о прекращении транзитных рейсов украинских авиакомпаний, выполняющих полеты через воздушное пространство России в целый ряд стран: Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию”, – приводятся слова Медведева в стенаграме заседания правительства РФ.
Если Россия ограничит запретный список только этими странами, украинские авиакомпании практически не пострадают, максимум – увеличится время полета в эти страны на 15-30 минут. Совсем другой эффект будет если Россия полностью перекроет транзитные полеты над своей территорией, тогда многим украинским авиакомпаниям придется полностью перекраивать сеть полетов.
Лишние минуты над землей
Как сообщил глава Госавиаслужбы Украины, Денис Антонюк, Украина не получала никаких уведомлений от Российской Федерации, относительно ограничения транзитный полетов через территорию России. “Мы ждем уведомление от российских авиавластей, но пока ничего не получали. Предварительно, часть маршрутов украинских авиакомпаний будет серьезно удлинена. Какие будут остановлены, пока непонятно”. Какие шаги готовит Украина в ответ на запрет полетов через РФ, Антонюк пока не знает – нужно дождаться официальных решений.
В двух украинских авиакомпаниях корреспонденту сообщили, что еще не получали официального решения от российских властей и продолжают работать в обычном режиме.
Когда решение вступит в силу – украинским авиакомпаниям, которые использовали для полетов авиационное пространстве подконтрольное аэронавигационным службам РФ (без посадки), придется перекраивать сеть полетов в обход территории России. В том числе это касается и территории Крыма (которую сейчас, дефакто, украинские авиакомпании и так облетают).
Рейсы в “запретные” направления на сегодня совершают авиакомпании МАУ (Армения, Азербайджан, Грузия, Турция), Днеправиа (Грузия, Армения, Азербайджан, Турция), Визз Эйр Украина (Грузия), Yan Air (Грузия).
По мнению главы Центра экономического и политического анализа Александра Кавы введенные россиянами ограничения могут привести к увеличению времени полета из Украины в эти страны на 15-30 минут. Это приведет к удорожанию себестоимости перелета на 20 000 – 40 000 грн. Большой самолет типа Boeing 747 потребляет в час до пяти тонн топлива. Сейчас оптовая стоимость авиатоплива составляет порядка 16 500 грн/т ($1 320/т).
Непонятно, будут ли авиакомпании перекладывать затраты на пассажиров. Например, когда украинские авиакомпании стали облетать Донбасс длительность некоторых рейсов увеличилась на такое же время, то часть участников рынка подняла тарифы на авиабилеты на 5-10%, а часть оставила без изменений.
Тяжелый случай
Из заявления Дмитрия Медведева непонятно, будут ли ограничены рейсы для украинских авиакомпаний, только в озвученные страны (это мягкий вариант, относительно безболезненный для авиакомпаний), или в будущем запрет распространится на все пролеты над территорией России. Если РФ полностью закроет свою территорию для транзитных рейсов, последствия для украинских авиаперевозчиков будут очень серьезными: авиакомпаниям придется полностью перекраивать сеть полетов, а увеличение времени рейса и тарифов на перелет существенно снизит конкурентноспособность украинских авиакомпаний.
“Больше всего это отразится на деятельности авиакомпании МАУ. В первую очередь на рейсах в страны Юго-Восточной Азии (Тайланд), в Среднюю Азию (Узбекистан, Казахстан), – поясняет Александр Кава. – Это сильно ударить по конкурентноспособности украинских авиакомпаний. Например при полете в Казахстан, у Эйр Астана будет преимущество перед МАУ по времени примерно в два часа лета. Скорее всего украинским авиакомпания существенно придется сократить частотность, а некоторые маршруты закрыть. Ведь вырастит не только время полета, но и расходы на рейс (дополнительное топливо, летные часы экипажа, использование воздушного судна). Также существенно придется пересматривать сеть полетов по каждому самолету, что отразится на стоимости билетов”.
В МАУ предлагают не делать поспешных выводов, до момента публикации официальных документов. “Если нужно, будем облетать. Это возможно. Предварительно могу сказать, что рейсы останавливать не будем. Мы не знаем какое окончательное решение примет РФ, не летать вообще между городами, которые обслуживаются, или летать? Какие именно транзитные рейсы попадут под запрет?”, – задается вопросами вице-президент МАУ по коммерции, Сергей Фоменко.
Он добавляет: “Если введут запрет на тарнзитные полеты, мы точно изменим маршрут полетов рейсов в Тайланд. Также нужно будет по другому планировать рейсы в Китай. Казахстанские маршруты удлинятся, но не критично. Для Украины вариант облетать через Казахстан, Монголию, Китай – страны, которые ниже и южнее РФ. Например продолжительность рейса в Тайланд увеличится примерно на полчаса”, – говорит Фоменко.