В Художественном Арсенале открылась выставка “Большой и величественный”
Проект “Большое и величественное” – центральная художественное событие официальной программы празднования 1025-летия крещения Киевской Руси.
“Принятие христианства имело решающее историческое и цивилизационное значение для развития культуры и государственности Украины, стало тем фундаментом, на котором сформировались наши духовные ценности», – сказал Президент во время церемонии открытия выставки.
Выставка представляет 1000 самых художественных произведений из коллекций художественных, исторических и археологических музеев Украины. Ценные артефакты из собраний 35 музеев Украины впервые представлены в одном времени и пространстве. От масштабности проекта действительно захватывает дух. Хорошо знакомые жемчужины наших музеев, редкие предметы из частных коллекций, древние предметы церковные предметы впервые сошлись на большой современной площадке. Непривычно видеть экспонаты из академической атмосферы привычных музейных залов (где даже служанки говорят шепотом, ходить надо медленно, вдыхать специфический музейный запах давности) в демократическом интерьере «Арсенала». Как по мне, это новое прочтение и осмысление нашей сакрального наследия.
Экспозиция охватывает исторический период в более пятнадцати тысячелетий – от эпохи палеолита, Триполье, античных городов Северного Причерноморья, через древнерусское, барочное, классицистический искусство к сецессии, модернизма и постмодернизма.
Противоречив принцип построения экспозиции объединяет художественные произведения с археологическими артефактами и историческими достопримечательностями, демонстрирует взаимное и взаимопроникновение традиций образотворення, наследственность художественных форм и мотивов и их трансформацию на разных этапах развития культуры.
Выставка «Большое и Величественный» демонстрирует продолжение тысячелетних художественных традиций в работах современных художников – Анатолия Криволапа, Тиберия Сильваши, Виктора Сидоренко, Николая Малышко, Николая Маценко, Александра Сухолита и других.
В ряде спецпроектов, реализуемых молодыми художниками в режиме work-in-progress, прослеживается связь с иконографическими формами и нарративная схемами, со средствами, которые бытовали в сакральном искусстве (стенопись, витраж) и с религиозными образами Роман Минин в витражах с серии “Свет шахтера” замыкает жанровые картинки из жизни современников в мифологизированный и схематизированный пространство фрагментов-клейм житийной иконы, Владимир Кузнецов в серии мурал “Колиивщина” интерпретирует современные социальные катаклизмы в композиционной схеме Страшного суда, Степан Рябченко сочетает эстетику неоновой рекламы с сакральным сюжету руки , благословляющий, а большие темные силуэты из проекта “На память” Гамлета Зеньковского, участника нынешней Венецианской биеннале, перекликаются с величественными фигурами фресок в древнерусских соборах.