Прокуратура продолжает расследовать дела бывшей власти
В Генеральной прокуратуре раскрыли некоторые подробности расследования уголовных производств в отношении бывших высокопоставленных должностных лиц. По словам заместителя генерального прокурора Алексея Баганца, главное следственное управление Генпрокуратуры ведет расследование по уголовному производству, зарегистрированному в отношении бывшего министра топлива и энергетики Эдуарда Ставицкого и экс-министра доходов и сборов Александра Клименко.
“Одним из основных способов разворовывания государственных бюджетных средств в особо крупных размерах было применение тендеров. На сегодняшний день в производстве Генпрокуратуры мы исследуем проведение тендеров такими дочерними предприятиями Минтопэнерго как Укргаздобыча, а также целый ряд других компаний. В частности, мы установили, что во время проведения тендеров участие в них принимают одни и те же субъекты предпринимательской деятельности, они все время выигрывают эти тендеры на закупку товаров, оборудования, закупку работ и услуг, куда перечисляются колоссальные суммы, миллиардные – по миллиарду, по два миллиарда, по три миллиарда гривень, хотя эти компании никакого отношения ни к этим работам, ни к оборудованию не имеют. Причем деньги перечисляют по стоимости этих товаров и работ в 60-70 раз дороже. После этого эти компании закупают оборудование и товары у завода-производителя, в 60-70 раз дешевле, поставляют государственному предприятию, а разницу средств перечисляют на фиктивные предприятия, например, на приобретение подсолнечного масла, какого-то рафинада и так далее. Потом деньги с этих компаний снимаются наличными”, – сказал он.
Баганец добавил, что это один из самых используемых приемов во время проведения тендеров Минтопэнерго, Укргаздобычи. Примерно такая же ситуация была в Министерстве доходов и сборов. “Там они что испробовали. Создали целый ряд так называемых программных предприятий на территории Украины. Это легальные предприятия, прибыльные. Создали им налоговые площадки с целью минимизации налоговых обязательств. Только за счет создания таких площадок по схеме этих предприятий, которые организовал бывший министр, удалось уклониться от уплаты налогов на сумму более 6 млрд. грн. Чтобы вы понимали, у министра доходов и сборов не было предприятий, которыми бы он сам непосредственно руководил, но есть такая вещь, что если он, например, декларировал в своих декларациях о доходах миллион гривень, то в течение года на свои счета он клал 10 млн. грн. Если говорить о его родном брате и жене, то я боюсь даже эти суммы называть. Они не декларировали таких доходов как те, которые находились на их счетах в 2012-13 годах – 300 млн. грн., и это при том, что у нас есть данные, что у них есть такие же валютные счета за границей”, – отметил он.
ГПУ уже направила за границу международно-правовые ходатайства с просьбой расшифровать, что это за счета и какие источники поступления средств из Украины на эти счета.
В отношении Сергея Арбузова зарегистрировано уголовное производство по периоду, когда он возглавлял Нацбанк и с нарушением требований закона, за государственные средства создал телеканал, “а фактически – бизнес-структуру, которая, как мы потом выяснили, аффилирована с его семьей, и на эту структуру было потрачено больше 100 млн. грн.”. Баганец уточнил, что после этого вся прибыль, которую могла получить эта телекомпания, в Нацбанк не возвращалась, а использовалась на ее нужды. “Как нам дали вывод ревизоры, это прямой ущерб государственному бюджету Украины. Следствие по Арбузову не окончено, оно продолжается. Наработки есть, но я не хочу говорить наперед”, – сказал он.
Комментируя расследование в отношении Сергея Курченко и его финансовых схем, первый замгенпрокурора Николай Голомша отметил, что его схемы разрабатывала группа в количестве 62-х человек, среди которых были и юристы. “Эта группа прибегла к разворовыванию 3 млрд. грн., из них уже на 2 млрд.